Интерес к франшизам в России растет

franshizy-v-rossii

За последнее время франшизы в России значительно подешевели. Сервис «Юла» приводит информацию: за первый квартал текущего года стоимость франшиз снизилась на 30%. В среднем цена одного готового бизнеса составляет менее 220 тысяч рублей. Число реализованных проектов возросло на 83%. Статистика Avito подтверждает данную тенденцию: франшизы стали чаще продавать, при этом средняя цена снизилась.

В результате, франшизами активно заинтересовались региональные бизнесмены.

franshizy-v-rossii

С чем связано снижение стоимости франшиз в России?

Падение цены эксперты связывают с появлением большого количества форматов бизнеса. В качестве примера можно привести салоны смузи и другие места общественного питания новых концепций. Василь Газизулин, один из основателей TopFranchise, приводит в пример франшизы в сфере красоты. Сейчас подобный бизнес является наиболее востребованным. Раньше наблюдался спрос на салоны красоты широкого профиля, сейчас начали приобретать популярность узконаправленные заведения, которые занимаются только бровями или только ногтями.

Российский бизнес демонстрирует повышенный интерес к франчайзингу. Наибольшей популярностью пользуются франшизы известных брендов. А наименьшей стоимостью обладают малоизвестные проекты, которые не всегда окупаются, особенно в регионах.

franshizy-v-rossii

Несмотря на наблюдающийся кризис, владельцы франшиз с пониманием относятся к положению дел на российском рынке. Они заинтересованы в сохранении своего присутствия.

Развитие франчайзинга

«Интерес к бизнес-проектам, несмотря на существующую ситуацию в стране, является закономерным», — так считает Юрий Михайличенко, один из руководителей Ассоциации Франчайзинга России. — Популярность франчайзинга начала расти с 2010 года. Многие предприниматели считают покупку готового бизнеса надежной инвестицией даже в условиях российского кризиса. Предприниматели не хотят рисковать и начинать свое дело с нуля».

По статистике работает примерно 90% купленных бизнесов, 10% — прогорает. Если провести сравнение с традиционным стартапом, то тут ситуация диаметрально противоположная. Рынки в больших городах заполнены, поэтому легко объяснить востребованность франшиз на уровне регионов.

Франшизы в России показывают стабильный ежегодный прирост на уровне 25% на протяжении пяти последних лет. Среди наиболее перспективных направлений бизнеса эксперты называют ритейл и общепит. Хотя указывают, что «рынок нужно чувствовать».

Сейчас существуют интернет-ресурсы, с помощью которых можно провести маркетинговое исследование: человек выбирает регион, а сервис показывает ему количество реализованных проектов в определенной сфере. Далее предприниматель выбирает несколько франшиз и начинает переговоры с их владельцами.

Помощь государства

Сейчас государство рассматривает франчайзинг как фактор развития российского бизнеса. Планируется создавать соответствующие программы, вносить изменения в законодательство для упрощения ведения такой деятельности. К примеру, в Ленинградской области сейчас функционирует организация, оказывающая помощь франчайзи в оформлении договоров, а в Мурманской области существует целая программа работы в данном направлении. В Череповце появилась инициативная группа, которая собирается продвигать франчайзинг в регионе.

franshizy-v-rossii

Сложности

  1. Франчайзи в регионах вынуждены конкурировать с компаниями федерального уровня. Это сложно, учитывая, что нет серьезной правительственной поддержки российского бизнеса и определенного комплекса стандартных действий.
  2. Среди негативных факторов стоит отметить ограниченность платежеспособного спроса и специфику франшиз, которые чаще всего ориентированы на крупные мегаполисы. Как правило, в регионах открывают монобрендовые торговые точки. Владельцы готовых бизнесов часто идут навстречу своим покупателям и предлагают довольно лояльные условия работы. В частности, в договоре может отсутствовать роялти либо паушальный взнос. Франчайзи должен стремиться делать бренд популярным и увеличивать каналы реализации продукции.
  3. Покупатели франшиз в некоторых случаях разочаровываются в своем деле, сталкиваясь с особенностями ведения бизнеса в России. При этом показатели, обещанные франчайзером, не достигаются. Последние могут приукрашивать объемы дохода. До судебных разбирательств такие дела практически не доходят. Это связано со сложностью сбора доказательств. Франшиза по сути не является конкретным объектом. Она представляет собой концепцию и идею.
franshizy-v-rossii
Традиционно популярны маленькие кафетерии. Они требуют до 100% инвестиций, что составляет примерно 300 тысяч рублей. Аналогичную сумму нужно потратить на создание точки. В регионах стабильно популярны небольшие кофейни и кафе.

Несмотря на сложности, франшизы в России стабильно наращивают свое присутствие. Представители малого и среднего бизнеса положительно относятся к данному направлению, считая его перспективным, но нуждающемся в тщательном предварительном изучении.

Добавить комментарий

*

10 + 18 =