Ошибки, которые приводят к смерти стартапа

chto-privodit-k-smerti-startapa

Большинство стартапов умирает через 2-3 года после создания. Успешное существование дела определяется всего несколькими факторами. Но основатели стартапов постоянно делают одни и те же ошибки. О них мы и поговорим.

Почему умирают стартапы

Компания CB nsights исследовала 101 новое дело и выяснила, что 42% закрывается из-за отсутствия реального спроса.

Обычно это происходит так:

несколько креативщиков вырабатывают идею, далее команда с энтузиазмом начинает ее реализовывать. Затем продукт отправляется к аудитории и становится понятно, что он не востребован людьми. Команда теряет деньги, проект умирает.

Многие основатели стартапа сосредоточены на решении конкретных проблем и внедрении технологий, что становится роковой ошибкой. В TreeHouse Logic, который закрылся пять лет назад, поясняют:

 Стартапы умирают, если не могут закрыть потребности своих клиентов. В нашей компании не смогли предложить универсальных решений, хотя были прекрасные разработки, информация о потенциальных клиентах, консультанты и многое другое. Все это не сработало, поскольку не удовлетворились «боли» людей.

Другая компания, MyRooms, предлагала удобный сервис для строительства и ремонта. Она закрылась из-за «нехватки финансирования, проблем с привлечением клиентов, излишних экспериментов, отсутствия правильного позиционирования на рынке».

Постоянный страх поражения

Страх поражения не дает бизнесу развиваться. На первом этапе важно получить обратную связь в виде конструктивной критики. Чем раньше команда поймет ошибки, тем больше шансов у стартапа в будущем.

Есть стереотип, что стартап обязательно должен быть максимально оригинальным и неповторимым. Бездумная гонка за яркостью не принесет ожидаемых результатов. На первом плане должно быть изучение целевой аудитории, общение с клиентами и удовлетворение их потребностей.

Одна из распространенных причин провала стартапа – нежелание команды отходить от первоначальной задумки. Упрямая реализация идеи и игнорирование реального положения дел приведет к негативному результату.

Разлад с партнерами и инвесторами

Как правило, отношения ухудшаются медленно, например, из-за того, что основатель стартапа пытается все делать сам. Самолюбие и гордость руководителя всегда отрицательно сказывается на атмосфере внутри коллектива. Бизнес-ангелы и инвесторы негативно относятся к таким предпринимателям, поскольку рано или поздно они окажутся без команды, даже если она у них и была.

Автор книг и спикер Зиг Зиглар считает, что проблема основателей стартапов кроется в недостатке не времени, а фокуса. Именно расфокусировка является причиной гибели 13% новых дел.

Нужно отказаться от многочисленных бизнес-ланчей и переговоров, которые часто затягиваются на несколько часов и переходят в треп. Поездки на профильные конференции в первый год существования дела также не нужны.

Как не допустить смерти стартапа

Иногда эффективнее изучать причины смерти стартапа, чем истории успешных предпринимателей. Копирование решений победителей может быть губительным именно в вашей ситуации.

Обращайте внимание на поступающие сигналы

Если в процессе работы вы изолируете себя от внешнего мира, то вы со 100% вероятностью не попадете в «боль» клиентов и не сможете удовлетворить реальные запросы своей аудитории. При отсутствии контактов с потенциальными клиентами можно возникнуть серьезное искажение. Если обратную связь дает инвестор или ментор, то команде начинает казаться, что именно эти люди и являются клиентами и нужно строить всю работу под них.

Решайте конкретные проблемы

Основатель стартапа должен преследовать цель: упростить жизнь определенной группе людей. Например, компания Axon Optics решила удовлетворять потребности людей, которые страдают от мигрени и светочувствительности. Команда выпустила специальные очки. Фирма процветает и не пытается работать над созданием универсальных очков.

Допускайте возможность смены первоначального плана развития

Не поддавайтесь иллюзиям и перфекционизму. Лучше воплощайте задуманное поэтапно:

  • создайте бизнес-модель,
  • протестируйте ее на фокусной группе,
  • проверьте, правильно ли выбрана целевая аудитория,
  • проанализируйте, закрывает ли ваша продукция потребности клиентов.

Основатель стартапа должен помнить о том, что бизнес требует гибкости и оперативных решений.

Далеко не всегда все идет по намеченному плану. Если ваша целевая аудитория не показала высокой заинтересованности продуктом или услугой, подумайте, что можно улучшить и добавить.