Впервые лицензии микрофинансовых организаций отозвали из-за жалоб клиентов

mikrofinansovye-organizacii-2

Центробанк впервые официально прекратил работу двух микрофинансовых организаций из-за нарушения прав клиентов. Пока неизвестно, станет ли поведенческий надзор новым карательным инструментом.

Центробанк 25 января исключил из своего реестра 10 микрофинансовых организаций. Компания «Мигфин-Югра» и «Кронос» лишились права работать дальше. В пресс-релизах Центробанка отмечалось, что обе организации в течение первых шести месяцев 2018 года не передавали данные о заемщиках в БКИ – бюро кредитных историй. Также было обнаружено некорректное составление договоров с клиентами и начисление дополнительных процентов по кредитам.

Мера реагирования Центробанка зависит от количества установленных нарушений и последствий данных нарушений для потребителей. Поднадзорная организация должна оперативно вносить корректировки в соответствии с замечаниями регулятора и следовать обязательным установкам. Две микрофинансовые организации, лишенные лицензии, игнорировали требования.

Нечестные МФО

Организации «Мигфин-Югра» и «Кронос» работали в Ульяновске и области. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, данные структуры имели один и тот же адрес. Уставной капитал составлял символические 10 тысяч рублей.

Микрофинансовые организации давали кредиты, используя бренд «Росденьги». В данной группе находятся 7 кредитных организаций. Их всех Центробанк уже исключил из своего реестра. В интернете можно найти множество жалоб на данные организации. Люди рассказывают о некорректном поведении коллекторов от этих фирм и порче их кредитных историй. В 2016 году финансовая группа была замешана в неприятном инциденте. Коллектор в жилье должника бросил бутылку с зажигательной смесью. Организация «Росденьги» в первые шесть месяцев 2017 года входила в тройку лидеров по максимальному количеству жалоб от клиентов. Информацию об этом предоставляла Национальная ассоциация коллекторских агентств.

Центробанк и кредитные истории

Центробанк начал строже относиться к передаче информации о клиентах в бюро кредитных историй. Артем Быков, замдиректора МФК «МигКредит», рассказывает, что раньше требований было гораздо меньше. Еще недавно не было ни одного случая, чтобы МФО были наказаны регулятором за неотправку информации о клиенте в БКИ. Сегодня такой прецедент уже есть.

Микрофинансовые организации обновляют кредитные истории с 2014 года. Александр Шустов, глава МФК «Мани Фанни», говорит, что игроки рынка уже хорошо разбираются в процедуре. Он утверждает, что в передаче информации БКИ заинтересованы заемщики, Центробанк и сами МФО. От актуальности информации зависит правильная оценка платежеспособности заемщика и уровень общих рисков отрасли.

Организации, которые не передавали информацию, вероятно, делали это специально. Они не могли не знать об этом требовании регулятора.

В соответствии с законом, кредитная организация должна сообщать данные о заемщике хотя бы в одно БКИ. Невозможно контролировать всех участников рынка, но само бюро может связаться с кредитором и сделать проверку хотя бы раз в месяц. Если результаты проверок неудовлетворительны, то должен подключаться регулятор – Центробанк.

Если физическое лицо пишет жалобу и она приходит в службу контроля качества, то Центробанк может сделать запрос в кредитную организацию и попросить информацию о передаче данных. Затем происходит сверка с данными из БКИ.

За что МФО могут лишить лицензии

Финансовая организация может потерять лицензию не только за «порчу» кредитных историй. С 2017 года почти все шаги работы с клиентом мониторятся регулятором. В частности: проверяются условия по конкретным кредитным продуктам, а также осуществление продаж и общение с клиентами.

Центробанк контролирует динамику и количество обращений людей по конкретным вопросам. У регулятора есть достаточно большой выбор санкционных инструментов, чтобы наказывать нечестных игроков рынка. Можно как направить в МФО письмо с рекомендациями по дальнейшей работе, так и вывести организацию с рынка в полном объеме.

Анализируя поведение финансовой структуры, создается определенная матрица рисков. Если МФО имеет один отрицательный фактор, лицензию у нее не отзовут.

Недостатки поведенческого надзора

Участники рынка считают, что Центробанк неравномерно осуществляет контроль над организациями. В прошлом году регулятор объявил, что три банка не в полном объеме и нерегулярно передавали информацию в БКИ. Они продолжают работать. Практика показала, что за аналогичные проступки МФО просто закрывают. Поведенческий надзор не может быть выборочным. Неотвратимость наказания должна касаться всех участников рынка.

У Центробанка нет четкого плана по выведению с рынка определенного количества финансовых структур, — сообщили представители регулятора. Они подчеркнули, что надзор направлен на улучшение работы кредитных структур с потребителями. Центробанк уже сообщал об изменении своих подходов к работе с микрофинансовыми организациями. Эксперт Артем Быков считает, что большой чистки все же не случится.

Поведенческий надзор регулятора пойдет на пользу клиентам МФО. Рынок станет более удобным и прозрачным, понизится средняя ставка.

В прошлом году в Центробанк поступило около 214 тысяч жалоб на кредитные организации. Большинство людей недовольны работой банков. На некредитные организации подали около 89 тысяч жалоб. В 2017 году жалоб было 122 тысячи. Положительная динамика явно прослеживается, но остается неясным, к каким изменениям на рынке приведет усиление контроля Центробанка.