«Оффшор, который я любил». Оффшор: хорошо или плохо?

"Оффшор, который я любил". Оффшор: хорошо или плохо? Использование оффшоров – кому выгодно? Причины и цели использования оффшоров.

Оффшоры уже давно перестали быть темой закрытого круга юристов и инвестиционных банкиров. В сфере международного бизнеса дискуссия вышла на первые полосы наших и иностранных СМИ. Однако начинается и заканчивается она в основном тем, что «деньги украли и вывели оффшор». Так, в некоторых случаях это утверждение не лишено основания, но с каждым разом слышать его становится все скучнее. Возникает вопрос: «Если все так плохо, то почему использование оффшоров до сих пор не запретили, не внесли в черный список, не нивелировали все их преимущества?».

Тут уж больше импонируют слова народного депутата о негласном общественном договоре между олигархами и мелкими предпринимателями: «нам — офшоры, вам — единый налог». Если первое явление все расценивают не иначе как абсолютное зло, то у второго явления есть целая армия защитников. Наши родные «отечественные оффшоры» в виде инвестиционных фондов вообще редко упоминаются в публичных дебатах. На самом деле, истина где-то посередине.

Какие бизнесмены склонны к использованию оффшоров? Это иностранные инвесторы, которые хотят приобрести перспективную компанию, осуществляющую бизнес в стране с нестабильной правовой и судебной системой. Прямое приобретение акций в местной компании подвергает иностранца на риски споров с продавцом бизнеса или рейдерства со стороны местных партнеров в «непредсказуемых» судах. Вместо этого они приобретут долю в оффшорной компании, после чего их споры будут решаться по английскому праву. В случае конфискации инвестиции появляется «опция» обратиться в международный инвестиционный арбитраж.

По данным 2012 года 82 из 100 американских публичных компаний, акции которых продаются на биржах, должны дочерние компании в оффшорных юрисдикциях. Рассмотрим ситуацию, когда американская компания хочет распространить свой бизнес на ЕС, Азию или иной регион. Скорее всего, дочернюю компанию зарегистрируют в стране с наиболее благоприятным режимом налогообложения. Американские корпорации (Apple, Google) всегда публично говорили, что они считают логичным, что их доходы, заработанные на продаже продуктов потребителям из США, должны полностью облагаться налогом в США. Однако, если их продукция производится и реализуется не американскими дочерними компаниями потребителям на иностранных рынках, то возникает очень много сомнений относительно того, должны ли прибыли таких компаний облагаться налогом в США. Если не распределенная прибыль такой дочерней компании будет облагаться в США, то иностранные конкуренты, не облагаются аналогичным образом, и тем самым получат конкурентное преимущество.

Иногда в сфере международного бизнеса предприниматель желает законно обойти обременительные правила валютного контроля по операциям с иностранными поставщиками или клиентами. Это может быть принудительная конвертация заработков в твердой валюте в слабую национальную или чрезмерная бумажная волокита, связанная с подписанием удивительного для иностранцев документа под названием «акт приемки-передачи услуг». Такой бизнес также заинтересован в создании для расчетов собственной компании посредника и использовании оффшора.

На этом фоне почти не вызывает вопросов желание приобрести на собственную иностранную компанию за законно приобретенные средства дом на далеких островах, яхту или частный самолет. В некоторых странах иностранец вообще не может приобрести местную недвижимость напрямую, без регистрации местной компании.

Причина использования оффшоров в описанных выше случаях общая — большая эффективность в сфере международного бизнеса, устранение административных и других препятствий. Первая задача бизнесмена — максимизировать свою прибыль, а не тратить драгоценное время на выполнение бюрократических формальностей. В этом аспекте использования оффшоров ускоряет движение капитала, а также снижает барьеры для торговли и инвестиций.

Наличие у бизнесмена оффшорной компании не всегда является целью уклонения от налогообложения. Преимущества в сфере международного бизнеса могут быть лишены скандальности и достаточно тривиальными (например, желание защитить свои активы, дать бизнесу большую гибкость и практичность). Основными врагами репутации оффшоров являются не бизнесмены, а другие категории пользователей — преступники и коррупционеры, с которыми прежде всего нужно бороться.

Добавить комментарий

*