Как руководителю нивелировать конфликты в коллективе

Конфликты – норма жизни, но в нашем обществе уровень невротизма традиционно зашкаливает. Нередко в коллективе возникают локальные конфликты, которые продолжаются долгие годы, переходя в вялотекущую стадию. Это негативно отражается на настроении сотрудников, их мотивации к работе и продуктивности в целом.

Если руководитель хочет сохранять положительную психологическую атмосферу в своем коллективе, нужно соблюдать следующие пять несложных правил.

Не создавать стрессовых факторов

Если человек справляется с работой и устраивает руководителя как профессионал, не стоит придираться к его внешнему виду, даже если в вашей компании действуют строгие корпоративные правила. Пусть человек станет исключением из них. Каждый сталкивался с ситуацией, когда в какой-либо организации все сотрудники выглядят одинаково безупречно, но эффекта от их работы нет. Успешный руководитель ставит на первое место итоговый результат, а не формальности.

Брать на работу стабильных и зрелых людей

Психологическая зрелость может отличаться от паспортного возраста. Каждый человек принимает решения, исходя именно из своего психологического возраста. Эрик Берн указывал, что в любом человеке есть Взрослый, Ребенок, Родитель.

Если используется позиция Ребенка, в сложной ситуации человек растеряется и скажет «не знаю», если Родителя – предложит сделать и свою, и чужую работу. Только Взрослый скажет «я разберусь».

Родительская позиция – брать на себя трудновыполнимые задачи, перерабатывать и быть постоянно недовольным. Детская позиция – проявлять инфантильность и отлынивать от своих обязанностей. Руководитель должен стимулировать в подчиненных инициативность и самостоятельность. Приучайте людей работать на результат, а не просиживать 8 часов на работе. Ни при каких условиях не берите на работу инфантильного человека, даже если он милый и обаятельный.

Амортизировать негативные эмоции

Вместо развития конфликта следует сразу применять амортизацию. Руководителю необходимо провести реальный разбор ситуации, а не бросать пустые обвинения.

К примеру, вас в чем-то обвиняют и называют некомпетентным. Спросите в ответ, в чем именно проявляется эта некомпетентность. Только после амортизации может начаться конструктивная беседа. Людей, которые постоянно инициируют конфликты в коллективе, нужно увольнять. Никакого результата от таких сотрудников не будет.

Спускать пар безопасно

Многие бизнесмены устанавливают в своих офисах столы для пинг-понга, беговые дорожки и зоны активности. Лишний тестостерон легко убирается при помощи даже небольших физических нагрузок. Снижение гормона агрессии позволяет не допускать конфликтов в коллективе.

Современные руководители предпочитают тренироваться сами и приобретать своим сотрудникам абонементы в фитнес-клубы. Люди получают постоянную эмоциональную разрядку, а выяснять отношения хочется намного реже.

Вскрывать конфликты в коллективе

Тезис о том, что жить можно без конфликтов, – утопичен. Проблемы возникают постоянно и конфликты в коллективе попросту неизбежны. Если руководитель хочет создать внутри коллектива настоящий естественный отбор, проблемы можно не решать совсем. Но тогда не удивляйтесь, что появится текучка и ваш бизнес начнет угасать.

Руководитель не может знать об абсолютно всех конфликтах в коллективе. Но он сможет вовремя среагировать на серьезную проблему, если установит постоянную обратную связь с подчиненными. Можно завести ящик предложений и жалоб или проводить еженедельные планерки с кофе-брейком.