Услуги ЖКХ: как бороться с ошибками коммунальщиков?

esli-nepravilno-naschital-uslugi-zhkkh

В ФАС установили, что население России переплачивает за услуги ЖКХ примерно в два раза. Проблема и в тарифах, и в ошибках коммунальных служб. Чаще всего, в платежке по ошибке значительно увеличивается сумма.

Спорная мусорная реформа

С января текущего года вступили в силу правила по утилизации мусора. Когда люди получили квитанции за услуги ЖКХ, то наглядно увидели последствия мусорной реформы. В разных регионах страны были зафиксированы значительные нарушения. Нередко, управляющие компании «забывали» исключить плату за мусор из графы «Ремонт и содержание».

Например, в Тюменской области были обнаружены две фирмы, начислявшие двойные тарифы за обращение с твердыми бытовыми отходами. С людей брали деньги за вывоз мусора, но цена за содержание жилья не уменьшалась. Аналогичные случаи выявлены в Кировской, Пензенской и Тульской области. Активисты ОНФ нашли двойной тарифы всего в 36 российских городах.

В Воронежской области компании ЖКХ брали плату за несуществующую услугу. Организация «Эконтехнологии» требовала от каждого жителя населенного пункта Чудовка 271 рубль за вывоз отходов. В селе при этом не было ни единой мусорной площадки.

Проект «Чистая страна» указывает на существование минимум трех схем взимания лишних денег людей за утилизацию твердых отходов:

  • Двойные платежи,
  • Скрытые платежи,
  • Увеличение платежей при обязательном фиксированном тарифе.

С 2019 года тарифы, порядок и схемы услуги по обращению с ТКО устанавливают региональные власти. Утилизация отходов теперь является отдельной услугой.

Куда жаловаться на нарушения?

Если обнаружена продублированная сумма оплаты за вывод твердых коммунальных отходов, то следует обратиться в ТСЖ или управляющую компанию, чтобы там разъяснили, кто исполнитель этой услуги.

Необходимо уточнить, принималось ли решение общим собранием жильцов о переходе на прямой договор на вывоз отходов с тем или иным оператором. Если решения не было, то выставление счетов региональным оператором на вывоз отходов – незаконно. Собственник в этом случае может требовать от оператора рассчитать тариф заново. При отказе нужно жаловаться в Госжилинспекцию.

Не соглашайтесь оплачивать двойной тариф. Если собственник жилья заплатил управляющей компании, а должен был заплатить региональному оператору, то оператор должен требовать свои деньги от управляющей компании.

Если мусор долго не вывозится, но деньги требуют исправно, поможет жалоба по горячей линии Министерства природных ресурсов. Можно зайти на официальный сайт, там указан список региональных организаций и их телефоны.

Плата за чужих людей

Однажды человека могут попросить заплатить за услуги ЖКХ миллионы рублей. Может быть, в вашем жилье появились «мертвые души». Именно в такой ситуации оказался Петр Шешуков, житель Перми. Гражданину выставили счет за услуги ЖКХ в размере 2,17 миллионов рублей. Управляющая компания решила, что в квартире живет 4050 человек.

В Нижнем Тагиле владелица двухкомнатной квартиры получила счет за ТКО в 11 тысяч рублей. Компания насчитала в ее жилье 83 человек. Но, чаще всего случаются не такие значительные ошибки. Например, в квартире прописано 4 человека, а квитанция выписала из расчета 6 человек.

Число жильцов устанавливается по заявлению собственника либо на основе акта, который составила управляющая организация. На это не влияют ни слова соседей, ни данные паспортного стола и т.д. Можно обратиться в управляющую компанию с заявлением и вписать туда число проживающих.

При начислении тарифов с учетом «мертвых душ», простой отказ платить считается незаконным. Собственник может обратиться в УК и пожаловаться на качество услуг ЖКХ. Если ему будет отказано – он должен писать исковое заявление для суда.

Некоторые эксперты советуют платить за услуги исключительно в рамках тарифов. Потом можно оспаривать информацию платежки. Если в квитанции одна информация, а по закону она должна быть другой – нужно исходить из закона. Население боится квитанций, если она пришла – люди считают обязанными платить по ней.

Статья 307 ГК указывает: обязательства возникают из договора или закона. О квитанциях там ничего не сказано.

Если в жилье никто не прописан, платить нужно, поскольку собственник по закону обязан нести расходы по содержанию своего имущества. Жилищный кодекс указывает, что собственники не могут быть освобождены от уплаты ЖКХ.

Излюбленным способом коммунальщиков увеличить сумму в квитанции является завышение объема потребленных услуг. Нередко это касается тарифы отопления поскольку счетчики, которые бы показали реальное количество потребленных гигокалорий, присутствуют далеко не в каждом доме. Если они и есть, скорее всего, доступ ограничен.

Как понять, что требуют лишние платежи?

Эксперты советуют сравнивать информацию в квитанции с общими нормами потребления дома по приборам учета. Управляющие компании часто ограничивают доступ к приборам. Это можно изменить на общедомовом собрании.

Необходимо знать и о тарифах, установленных в регионе, где человек проживает. Тарифы можно найти на региональных ресурсах органов власти. Далее нужно подставить данные в формулы, утвержденные правительством. Нужно воспользоваться приложением № 2 к постановлению № 354. Эксперты напоминают, что обязательство создает не квитанция, а договор или закон! Платить за услуги ЖКХ нужно только по нормативам либо по показаниям счетчиков.

Обратите внимание на постановление № 1708. Оно гласит, что если в одной квартире есть индивидуальный прибор учета, а в самом доме работает коллективный прибор, то плату за услуги ЖКХ будут рассчитывать с учетом показаний индивидуального прибора.